«В большом городе пешеходы ведут мученическую жизнь. Для них ввели некое транспортное гетто. Им разрешают переходить улицы только на перекрестках, то есть именно в тех местах, где движение сильнее всего и где волосок, на котором висит жизнь пешехода, легче всего оборвать… И только в маленьких русских городах пешехода еще уважают и любят. Там он еще является хозяином улиц, беззаботно бродит по мостовой и пересекает ее самым замысловатым образом в любом направлении». Узнаете строки Ильи Ильфа и Евгения Петрова? Вряд ли кто-то будет спорить, что и сегодня эти фразы отражают истинную картину взаимоотношений автомобилистов и пешеходов. Пожалуй, редко встретишь таких спокойных и свободно шагающих через дорогу пешеходов, как в Энергодаре. Тогда как, например, в областном центре подобное поведение на дороге может быть чревато неприятными последствиями.
Современные Правила дорожного движения говорят о том, что пешеход имеет право на преимущество во время перехода проезжей части по обозначенным нерегулируемым пешеходным переходам. В пункте «Проезд пешеходных переходов и остановок транспортных средств» указано, что водитель перед пешеходным переходом должен сбросить скорость, а в случае необходимости остановиться, чтобы уступить дорогу пешеходам.
В Энергодаре зачастую так и случается. Однако и здесь есть так называемые зоны риска. То есть те «зебры», на которые лучше не ступать, не убедившись, что поблизости нет двигающихся в вашу сторону авто. Яркий тому пример пешеходный переход по улице Центральной в районе дома №4. На этом участке дороги автомобили всегда ездят на очень большой скорости, и время от времени именно здесь под колесами страдают пешеходы.
Вторая «зебра» не то чтобы опасная, но немного непонятная. Это регулируемый светофором пешеходный переход через проспект Энергетиков на его перекрестке с проспектом Строителей. Когда здесь для пешеходов загорается зеленый сигнал, аналогичный загорается и для автомобилей, двигающихся по Строителей, и многие из них сворачивают на Энергетиков. В такой ситуации перейти дорогу бывает сложно. А вот когда для пешеходов горит красный, зачастую на проезжей части можно хоть лежать.
И, наконец, еще одна «зебра» в первом микрорайоне. Если бы существовал конкурс для пешеходных переходов, то в номинации «Самый дерзкий» мы выдвинули именно этот. Речь пойдет о переходе через проспект Строителей возле здания городской милиции. В этом месте, как помните, улица делает поворот, и «зебра» находится сразу за ним. На пешеходном переходе, расположенном практически под носом у ГАИ, автомобили никогда не останавливаются, чтобы пропустить пешеходов. Автомобили едут, даже не сбавляя скорости. Удивительно, но факт, что здесь, к счастью, еще не было несчастных случаев. Видимо, главным образом, потому, что в этом месте небольшой поток желающих перейти дорогу. В ГАИ говорят, что водителей можно заставить пропускать здесь пешеходов, но для этого нужно, чтобы там постоянно находился дорожный инспектор. Осуществить такие меры, как понимаете, невозможно. Кстати, на этом переходе время от времени гаишники стоят, но водители, завидев издалека машину с мигалками, сбавляют скорость до черепашьей, а перед самой «зеброй» готовы стоять хоть по несколько часов. Стоит ли говорить, что с уходом инспекторов, уходит и учтивость, и законопослушность водителей.
Но давайте будем до конца откровенными. Пешеходы тоже очень любят погрешить. И, правду говоря, глядя на их поведение на дорогах, порой, просто ужасаешься. Так, например, в Энергодаре время от времени можно увидеть картину, как автомобили визжат тормозами перед внезапно появившимся на переходе пешеходом. На всякий случай напомним, что в ПДД запрещается внезапное появление на пешеходном переходе. В ГАИ отмечают, что проблема с дисциплиной пешеходов действительно стоит остро. Это тот случай, когда сказывается влияние безнаказанности. Как говорит инспектор ГАИ Игорь Ковалев, сегодня воздействовать на пешеходов практически нереально. Да и привлекают они внимание только во время проведений специальных операций. Но предупреждения или штрафы в размере 2 грн. (?!) – это не те меры, которые научат людей переходить дороги в установленных местах.
Автор:Татьяна ЯРОШУК
|