О том, что нарушают энергодарские таксисты, кто предоставляет услуги по перевозке и как бороться с проблемами в этой сфере
Помните знаменитую фразу из кинофильма: «Наши люди в булочную на такси не ездят!»… Сегодня это утверждение несколько устарело, ведь наши люди давно уже ездят на такси не только в булочную. Активный спрос на услуги такси привел к тому, что сейчас в Энергодаре насчитывается более 10 служб такси. К слову, нам так и не удалось узнать, сколько их точно. Такой информации не нашлось ни в отделе транспорта, ни в налоговой инспекции, ни в ГАИ.
Как сообщили нам в секторе дорожного хозяйства, транспорта и связи управления коммунальной собственности, сегодня одна из первоочередных проблемы сфере перевозок – это парковки для такси. Точнее, их отсутствие. Мы видим, что таксисты не стоят разве что на разделительной полосе проезжей части. Автомобили с характерными шашками можно увидеть на всей стоянках возле крупных магазинов. Вспомните хотя бы супермаркет «Таврия». Здесь покупателю, заехавшему скупиться на личном авто, места не находится. А тому, кому посчастливилось втиснуться меж стройных рядов такси, иногда приходится выслушивать лекции от перевозчиков о том, что это их места и нечего здесь стоять. Таксисты давно объявили негласную монополию на эту стоянку. В принципе, понять их можно – специальных парковок для них в городе нет. И вряд ли появятся в ближайшее время – в городе нет ни одного места, где можно было бы обустроить специальную стоянку для такси. Здесь волей-неволей вспоминаешь мудрость, что все новое – это хорошо забытое старое. И достаешь с пыльной полки воспоминаний такое понятие как таксопарки. Это сложно, но возможно и более реально, чем обустраивать по всему городу специальные стоянки. С другой стороны, представим, что все таксисты дружно переехали в таксопарк, на улицах ни одного автомобиля с шашками, а вам срочно нужно авто. Стационарные телефоны дома есть не у всех, а на мобильном может не оказаться средств. Как видим, полностью убрать автомобили с улиц города тоже нельзя.
Наряду с этой, скажем так, дорожной проблемой на поверхности и еще одна не менее важная – нелегалы. Для клиентов службы такси зачастую не так уж и важно, есть ли у водителя, который их везет, все необходимые разрешения, чего не скажешь о сотрудниках налоговой и ГАИ.
Кстати нелегалы тоже бывают разные. Одни работают на себя, в народе их называют «частники». Сесть в такую машину можно на стихийных стоянках такси. Другие нелегалы могут предоставлять услуги от известной службы такси, но, тем не менее, не иметь при этом никаких разрешающих документов.
Чтобы удерживать под контролем ситуацию с нелегальными перевозчиками, все службы объединяют усилия. Так, к примеру, при управлении коммунальной собственности, по распоряжению городского головы, создана рабочая группа по контролю за соблюдением законодательства в сфере дорожного движения. На последнем заседании члены этой группы провели что-то вроде экспресс-теста или мини-проверки. Были вызваны два автомобиля разных служб такси. Один водитель вообще не выполнил заказ – видимо, заподозрив, что-то неладное, он, сославшись на острую необходимость ехать домой, высадил пассажиров. Последние пересели в первое попавшееся авто с «шашечками». После того, как заказы были выполнены, уполномоченные лица из налоговой потребовали от водителей предоставить соответствующие документы. Их не оказалось. Для тех, кто не знает, сообщим, что в автомобиле легального такси, помимо стандартного набора документов водителя, в первую очередь, должна быть лицензионная карточка.
Кстати об этой же проблеме говорят и в ГАИ. Как отмечает госавтоинспектор Борис Зубов, ежемесячно составляется 2-3 протокола по статье 164 КУоАП (Нарушение порядка занятия хозяйственной деятельностью). Кроме того, время от времени проводятся рейды Государственной инспекции на автомобильном транспорте. Последний такой прошел в Энергодаре 5 декабря. Было выявлено 6 нарушений в сфере перевозок на такси, во всех случаях у перевозчиков не было лицензий.
К слову, если перевозчик является юрлицом, среди обязательных условий совершения деятельности еще наличие путевого листа, прохождение ежедневного медицинского осмотра перед выходом водителя на смену. Интересно, что они не касаются тех перевозчиков, которые работают на едином налоге. А в Энергодаре, по данным налоговой, из всех зарегистрированных сегодня перевозчиков – 70 физических лиц.
Для кого создаются законы?
В законе «Об автомобильном транспорте» говорится, что лицензионную карточку может получить только то авто, которое оборудовано:
1) распознавательным фонарем оранжевого цвета, установленным на крыше автомобиля.
Комментарий: у нас, как видите эти распознавательные фонари бывают разных цветов.
2) действующим таксометром (это прибор, предназначенный информировать пассажиров о стоимости поездки и регистрировать параметры работы автомобиля-такси, определенные законодательством).
Комментарий: Мало кто из клиентов такси может похвастать тем, что видели эти приборы в энергодарских (да и не только) такси.
3) сигнальным фонарем с зеленым и красным светом, расположенным в верхнем правом углу лобового стекла.
Комментарий: Вообще сложно понять, что это за фонари.
4) композициями из квадратов, расположенных в шахматном порядке на дверцах автомобиля с левой и правой сторон.
Комментарий: Понятно, что не каждый рискнет изувечить свое авто подобными орнаментами.
К слову, такие, на первый взгляд, явные нарушения вполне сглаживаются другими нормами закона (Слава нашему неидеальному законодательству!). Вот, например, есть такое понятие как авто по заказу. Для этого вида деятельности также нужна лицензия, но условия ее получения значительно проще – ни тебе таксометров, ни «шашек» на двери автомобиля. Предприниматель, получивший лицензию на авто по заказу, заключает договор с заказчиком и выполняет практически те же функции, что и такси.
Или вот еще один нюанс, касающийся обязательной установки таксометров в такси. С одной стороны, согласно лицензионным условиям осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров на такси и статье 40 Закона Украины «Про автомобильный транспорт», таксисты должны устанавливать в машинах таксометры и рассчитываться с клиентами только с их помощью. Более того, статья 9 этого Закона среди условий получения лицензионной карточки на такси называет наличие таксометра. С другой стороны, согласно закону «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», электронный таксометр является кассовым аппаратом. Напомним, без регистраторов расчетных операций имеют право работать физлица – плательщики единого налога, при условии, что они не продают подакцизного товара и ведут книгу учета доходов и расходов. Как видим, многие энергодарские такси вообще нелегальны, остальные имеют лицензии, однако многие нормы законодательства при этом не выполняются.
|