Все энергодарцы заметили, что в последнее время возле банка «БИГ Энергия» день и ночь стоят люди, которые не могут получить свои зарплаты и пенсии. Очереди здесь занимают (трудно поверить!) с двух часов ночи, составляют длинные списки, которых уже насчитывается более десятка. Да только, говоря словами классика, воз и ныне там – ряды ожидающих не редеют. А по ажиотажу нынешняя ситуация давно переплюнула очереди за «Юлиной тысячей» в начале года.
Разрыв ликвидности, или вымывание оборотных средств
Пенсионеры, обратившиеся за помощью к городскому совету, в прошлую пятницу имели возможность, наконец, встретиться с директором Энергодарского филиала банка «БИГ Энергия» Натальей Сухочевой и задать ей все интересующие их вопросы. Очевидно, такую встречу необходимо было провести намного раньше. Ведь до настоящего момента банк дежурящим дни и ночи пенсионерам не давал никаких разъяснений, и это привело к подозрениям вроде тех, что банк ликвидируется, а деньги пенсионеров ушли на какие-то другие выплаты.
Директор Энергодарского филиала банка «БИГ Энергия» попыталась разъяснить сложившуюся ситуацию. В частности она сообщила, что финансовый кризис в первую очередь, ударил по тем банкам, которые обслуживают большое количество клиентов. В Энергодаре «БИГ Энергия» относится именно к таким учреждениям. По словам директора, здесь обслуживается около 20 тысяч клиентов. Когда началась паника, люди начали активно забирать деньги из банков. Для сравнения Наталья Сухочева привела следующие цифры: в октябре – декабре прошлого года зачисления на пенсионные счета составили 5,5 миллионов гривен, выдано же было 4,1 миллиона. За тот же период в этом году было зачислено 4,6 миллиона гривен, а выдано уже 6,8 миллионов. То есть выдается 145% пенсионных начислений. Люди забирают те остатки, которые лежали и накапливались месяцами, а то и годами. А когда банк начинает выдавать больше средств, чем в него поступает, простыми словами начинается вымывание оборотных средств. Банкиры это называют разрывом ликвидности. Также банкиры знают такое понятие, как стабилизационные фонды, существующие именно для подобных ситуаций, но на встрече об этом речь не зашла.
До Нового года с пенсиями рассчитаются
Конечно, людей, в первую очередь, интересовал вопрос о том, когда они получат свои пенсии. Наталья Сухочева заверила, что с текущими пенсиями, то есть с декабрьскими, банк рассчитается до нового года. С теми пенсиями, которые были начислены раньше, но остались на счетах, банк начнет работать в январе.
Также Наталья Вячеславовна сообщила, что сегодня по текущим пенсиям осталось выплатить около 500 тысяч гривен. Впрочем, пенсионеров такая сумма привела в недоумение. Согласно спискам, число стоящих в очереди пенсионеров достигает 1 300 человек. Директор пояснила, что не стоит ориентироваться на это количество. Ведь сегодня речь идет только о декабрьских пенсиях, а в списках не только те люди, которые хотят получить текущие начисления. На еще один интересующий многих вопрос о том, что будет с банком, пенсионеры получили ответ четкий ответ. Банк не ликвидируется и никуда не девается.
Правда, люди так и не поняли, куда идти и что делать. Вряд ли можно уповать на самоорганизацию пенсионеров, боящихся остаться без гроша в кармане. И фразами о том, что до конца месяца пенсии выдадут, но только текущие, ажиотажи у дверей банков нельзя ликвидировать. Как пример, директор банка на встрече сказала, что в понедельник в 8 часов утра денег в банке не будет, они появятся только после 14.00, и все равно пенсионеры в понедельник утром уже дежурили под банком.
Между тем, на совещании самими пенсионерами предлагались различные варианты выхода из ситуации: например, разделить получателей по категориям или временно придержать выплаты работающим пенсионерам. Но в то время, когда один пенсионер выносил предложение, второй тут же его отвергал. Поэтому в конечном итоге решили пенсионеров не перетасовывать, а всем без исключения до конца месяца обеспечить выплаты текущих пенсионных начислений.
Александр Кулибов, в свою очередь, пообещал, что направит в адрес руководства банка «БИГ Энергия» обращение с просьбой направить в Энергодарский филиал дополнительные наличные средства.
Ну и, конечно же, не раз звучали альтернативные предложения перевода пенсий в другие банки (их в Энергодаре сегодня 14), поскольку «БИГ Энергия» со своими обязанностями не справляется.
Как выходят из положения
Конечно, глупо было бы полагать, что в столь сложной ситуации банк сидит сложа руки. Директор Энергодарского филиала ежедневно докладывает обстановку в киевский головной офис. Руководство, в свою очередь, для решения проблемы идет тремя путями: рефинансируется в национальном банке, оформляет кредит под залог имущества банка, также в скором времени обещают помочь акционеры банка. Правда, пока не известно, каким образом.
Переводы за коммунальные услуги возобновят
К круглосуточной охоте за кровно заработанными пенсиями добавилось еще и то, что в декабре все коммунальные платежи людям предложили оплатить наличными. А ведь раньше многие пенсионеры через «БИГ Энергию» с пенсионных счетов и оплачивали коммунальные услуги. Сейчас это сделать сложно, деньги за потребленные услуги на предприятия приходят с опозданием, а, следовательно, люди получают платежки с долгами. Возобновление проведения платежей за коммунальные услуги значительно снимет социальное напряжение. Поэтому, будем надеяться, что в скором времени, в этом направлении банк предпримет необходимые действия.
|