А вот потребность в одежде отходит на второй план
Сегодня слово «кризис» можно услышать даже из уст трехлетнего малыша. Постепенно люди свыклись с финансовыми трудностями и даже стали с ними уживаться. За несколько месяцев многие из нас научились экономить и определились с первоочередными потребностями.
Предпринимателям хуже, чем их клиентам?
Понятно, что значительно сократившиеся или тающие при росте доллара доходы люди тратят в основном на продукты питания. Промышленная группа товаров теперь на втором месте. Об этом скажет любой человек, которому нужно кормить семью. О том же говорят и специалисты. По словам начальника энергодарского отдела торговли и бытового обслуживания населения Ольги Швалевой, еженедельный мониторинг показывает: с октября прошлого года товарооборот по продуктам питания в целом остался на прежнем уровне. А вот если брать промышленную, непродовольственную группу товаров, то здесь положение другое: в товарообороте осталось лишь 30 процентов от прежнего уровня.
И ситуация такова, что покупатели были бы, да нет товара и покупать нечего. Большинство предпринимателей, занимающихся продажей непродовольственных товаров, не имея, как правило, достаточного количества оборотных средств, брали кредиты в банках или продукцию под реализацию. Но, как видим, кредитование приостановлено, курс доллара растет как столбик термометра в знойный летний день, заводы и склады все чаще ставят условия сотрудничества по предоплате. В итоге, предприниматели просто не могут закупить продукцию для продажи. Специалисты утверждают, сейчас сложилась ситуация, противоречащая законам экономики: спрос есть, но нет предложения.
Мелкий бизнес попал в зону риска между молотом и наковальней – кредитованием и ростом доллара (даже отечественные товары реагируют на его скачки). Теперь новый кредит не возьмешь. Да и погасить старый сегодня непросто. Естественно, бизнесмены поднимают цены на тот товар, который еще есть в наличии, а это отпугивает покупателей.
В этом замкнутом и, очевидно, убыточном круге, некоторые энергодарские предприниматели уже начинают поговаривать об уходе с рынка. Пока же наблюдаем, скажем так, взаимно перекрывающее движение. Если гдето отдел или магазин не выдерживает и закрывается, то на его месте сразу же открывается другой. Поэтому опущенных ролет и табличек с надписью «Закрыто» в городе пока не видно. Что будет дальше, как говорится, покажет время. Ясно одно, пока не решится вопрос с банковской системой, малый бизнес, лежа на лопатках, со страхом будет смотреть на зависший над ним дамоклов меч.
Элитные продукты за ненадобностью могут уйти с рынка
С продуктами питания в Энергодаре ситуация лучше, чем ожидали специалисты. Несмотря на кризис, после праздников, как обычно, цены начали стабилизироваться. Их мониторинг, который проводит отдел торговли, показал, что по социально значимым продуктам питания (а это 28 наименований) повышения цен практически не произошло. Примерно на том же ценовом уровне, что и в октябре прошлого года, остались свинина, говядина (к слову, мясо не менялось в цене с мая прошлого года), птица, мука, крупы и макаронные изделия. Подсолнечное масло и яйца даже подешевели. Если в октябре за литр масла ТМ «Олейна» мы платили от 10 грн., то сейчас минимальная цена, которую мы увидели в магазинах – 8,89 грн. Десяток яиц в октябре стоил примерно 8 грн., сейчас – 5,57 грн.
А вот в списке дорожающих продуктов питания – молочная продукция и сахар. Рост цены на молоко не удивляет специалистов, но, понятно, и не дает повода для оптимизма. Как говорит Ольга Швалева, домашнее молоко по 45 грн. за литр – это еще отголоски неурожайного 2007 года. Напомним, тогда фермеры ближе к зиме начали резать скот, его попросту нечем было кормить. Теперь же, чтобы вырастить молодняк, тоже необходимы средства.
Повышение цен на сахар (сейчас килограмм стоит 4,154,5 грн. против 3,8 грн. в октябре прошлого года) специалисты называют ежегодным, правда начался он немного раньше, чем ждали. Обычно рост происходит в апреле, а уже к середине лета цены снова снижаются.
Повторимся, что список основных продуктов питания состоит из 28 пунктов. На большинство из них установлены максимальные граничные торговые надбавки (как правило, 1012%). Такая надбавка не может покрывать издержки магазинов, и компенсация происходит через все остальные продукты. Именно поэтому растут в цене колбасы, сыры, рыба, соки, кондитерские изделия и многие другие товары. Конечно, нельзя сказать, что после зимних праздников цены на продукты вернулись на те же позиции, что и раньше, но всетаки некоторое снижение налицо.
Одним из важнейших факторов, помогающим удерживать цены на основные продукты питания, является то, что в Энергодаре сегодня работают четыре разных супермаркета. Это магазины высокой рентабельности. Между ними, понятно, идет конкурентная борьба за покупателя. И поэтому, где возможно, они стараются держать цены на нижнем граничном уровне. Например, именно конкуренция между супермаркетами помогла стабилизировать ситуацию со стоимостью мяса птицы. Недавно цены на него начали подниматься, однако сейчас мы видим, что курица в среднем стоит 15 гривен за килограмм. Так что, чем больше супермаркетов будет появляться в городе, тем лучше для нас, потребителей.
Можно предположить, что в ближайшем будущем супермаркеты будут держать цены на социально значимые продукты, пока не начнут выходить на нулевой результат деятельности. Сейчас резкого повышения стоимости основных товаров нет, и пока не предвидится. А вот на все остальные продукты рост цен не исключен. Также следует ожидать, что как только упадут финансовые возможности покупателей, элитные товары уйдут с рынка, повинуясь простейшему закону экономики: нет спроса – нет и предложения.