Можно ли оспорить действия сотрудников ГАИ?
Автоматизированная система «Визир», которую Госавтоинспекция взяла на вооружение в борьбе с дорожными правонарушителями, похоже, приносит не столько пользу, сколько головную боль как самим автовладельцам, так и инспекторам ГАИ. В последнее время в украинском судопроизводстве все чаще фиксируются случаи отмены подобных постановлений, тем не менее, водители с завидным постоянством и регулярностью получают эти неоднозначные «письма счастья». Чтобы спорить с бюрократической машиной, необходимо иметь массу времени и сил. Иногда проще смириться и заплатить пресловутый штраф, нежели довести дело до суда. Но в последнее время наши соотечественники все активнее защищают свои права, изучают «занятное» украинское законодательство, консультируются у опытных юристов.
Весьма интересной и поучительной историей поделился со мной знакомый, имя которого по понятным причинам мы указывать не станем. Его хождение по бюрократическим мукам больше походило на борьбу с ветряными мельницами и принесло пользу разве что в осознании того, как именно работает эта система и насколько возможно ей противостоять. И хотя история этого энергодарца до суда так и не дошла, она все же наглядно иллюстрирует сомнительность данных «Визира» и противоречивость «писем счастья».
Сюрприз в конверте мой собеседник получил несколько месяцев назад. Уведомление о штрафе за превышение скорости было составлено на имя его супруги. Авто зарегистрировано на нее, но машину водит муж. Остается только догадываться, где и когда именно сотрудники ГАИ зафиксировали это самое нарушение, ведь мужчину никто не останавливал, протоколов о превышении скорости не составлял. В общем, действительно – сюрприз…
Все бы ничего, если бы пресловутое уведомление было составлено с соблюдением требований законодательства. Но оно буквально «пестрило» грубыми нарушениями, на которые не обратить внимание было просто невозможно. Так, супруге героя нашей публикации было предписано заплатить штраф в двукратном размере (600 грн.), поскольку прошел 15-дневный срок с момента вручения «письма счастья». Но тут же возникает, в общем-то, закономерный вопрос: кто может доказать, что адресат получил его вовремя? Факт ознакомления никем зафиксирован не был. Как и не было суда, который бы подтвердил, что водитель нарушил скоростной режим. Получается, что решение о правонарушении единолично принимает ГАИ. В уведомлении была интересная приписка «считать решение вступившим в силу с момента подписания уведомления», что, как вы поймете ниже, тоже является спорным. Вообще в этом занятном документе обнаружилось как минимум четыре нарушения, которые, как говорится, видны невооруженным глазом. Не были заполнены обязательные графы, не указаны точные сроки и данные и т. д. Что касается самого снимка, то на нем не было четко видно, кто именно находится за рулем автомобиля, а протокол, как мы уже упоминали, никто не составлял.
С этими многочисленными вопросами мужчина отправился в исполнительную службу. Но, как оказалось, без толку. «Ну что вы нас донимаете! Получили уведомление, платите штраф», – с досадой отвечали не в меру любопытному энергодарцу. Задача исполнительной службы заключается в самом названии – не анализировать и искать ошибки, а просто исполнять, не больно мучаясь вопросом, кто там прав, а кто виноват. Для этого существуют другие органы.
В общем, походив какое-то время по кабинетам ГАИ и исполнительной службы, мужчина, устав бороться с бюрократической машиной, махнул рукой и предпочел заплатить штраф. Хотя, убежден, что, если подобная ситуация все же повторится, он, вооруженный приобретенными за время «хождения по мукам» знаниями, будет отстаивать свою правоту в суде.
Если рассказанная история не понаслышке знакома и вам, и вы жаждете справедливости, прежде чем обращаться в дом Фемиды, необходимо знать несколько фактов, с которыми мы познакомим вас ниже.
Если вы получили «письмо счастья»…
Для начала, стоит внимательно рассмотреть прилагаемые к постановлению фотографии, и установить, четко ли различим на них государственный номер вашего транспортного средства, есть ли на снимке еще транспортные средства, кроме вашего. Если на фото не один автомобиль, а сразу несколько, то невозможно установить факт, какой же из них превысил скорость (в том случае, если речь идет об этом правонарушении). В частности, в соответствии с методическими рекомендациями по работе с радиолокационным измерителем скорости «Визир», установлено, что фиксацию превышения скорости автомобиля в режиме «фото» рекомендовано в тот момент, когда на дисплее прибора отображается один автомобиль, и более или менее различим его государственный номерной знак.
Кроме того, посмотрите, имеются ли на снимке изображения (таблицы с названиями улиц, номера домов и пр.), которые позволяют идентифицировать место проведения съемки. В случае их отсутствия является спорным факт установления на данном участке дороги ограничений скорости.
Очень важный момент: помимо фотографий также внимательно следует изучить само постановление. В случае использования специальных технических средств в нем должен быть указан номер прибора, в каком режиме он работал, является ли он стационарным или ручным, дата последней поверки. Следует помнить, что согласно ст.14-1 КоАП Украины, законной является только фиксация нарушения средствами автоматической фото-, кино- или видеосъемки. Фиксация вручную не отвечает требованиям закона, и не является бесспорным доказательством правонарушения. К примеру, инспектор с прибором фиксации в руках вполне мог идти или ехать навстречу движению транспортного средства, что увеличивает показатель скорости на фото.
Не все водители знают, что фиксация правонарушений должна проводиться по четко определенному порядку. Как правило, сотрудники ГАИ базируются в таких местах, где люди, спешащие на работу, после традиционной «тянучки» стараются ускориться на свободном участке дороги. Кроме того, зачастую автоинспекторы останавливают на обочине свои машины без опознавательной раскраски и госзнаков МВД и ГАИ, что совершенно неприемлемо. Как заверяют сами сотрудники ГАИ, скрытый контроль за дорожным движением проводится вполне законно, согласно приказу министра МВД Украины № 1111. В то же время, в пункте 12.2 этого указа говорится о скрытом надзоре гаишников на служебных авто без опознавательных знаков, но только во время движения в потоке машин. Значит, действия милиционеров из засады неправомерны, а собранные таким образом данные не должны быть использованы в материалах административного дела.
Также не всем известен тот факт, что сотрудники Госавтоинспекции имеют право фиксировать правонарушения только в специально установленной зоне наблюдения. При этом на данном участке должны быть установлены соответствующие предупредительные знаки. Об этом говорится в законопроекте № 4137 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (относительно предупреждения об использовании средств фото- и видеонаблюдения за участниками дорожного движения)». Мы уже упоминали о том, что в «письме счастья» должен быть указан и номер прибора, зафиксировавшего нарушение, и сведения об инструктаже, который обязан пройти пытающийся вас оштрафовать инспектор. Если этого нет, постановление можно и нужно обжаловать.
Что скажет суд?
Безусловно, каждый отдельный случай должен рассматриваться индивидуально. Но практика показывает, что отсутствие всего вышеперечисленного, а именно этим грешат «письма счастья» и прилагаемые к ним фотографии, является основанием для обращения в суд с иском об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, либо жалобой в органы ГАИ.
Складывается впечатление, что сама идея такого вида привлечения к ответственности построена, прежде всего, на том, что штраф, пусть для многих и значительный, чаще всего все же меньше, чем стоимость юридической помощи на его обжалование, а результат этого обжалования непредсказуем, отмечают некоторые юристы, с которыми удалось побеседовать на эту злободневную тему. Однако водителю следует помнить, что повторное совершение им в течение года аналогичного правонарушения будет рассматриваться как отягчающее обстоятельство, которое существенно увеличит размер штрафа.
В последнее время суды все чаще стали выносить решения об отмене вышеуказанных постановлений. Основаниями, как правило, являются нежелание ГАИ доказывать в суде (а именно на ответчика, согласно требованиям Кодекса административного судопроизводства Украины, возлагается обязанность доказать свою правоту) сам факт совершения правонарушения, правильность фиксации, своевременность прохождения прибором поверки и пр. Поэтому самая большая сложность – написание искового заявления. Но поскольку некоторым энергодарцам не раз приходилось держать в руках «счастливый» конверт, необходимо знать, чего стоит ждать в суде и как правильно себя защитить. Кстати, при подаче данного искового заявления судебный сбор не оплачивается.
Случаи, когда граждане успешно выигрывают суды, стали нередкими по всей Украине, в том числе и в Энергодаре. Об этом некоторое время назад нам рассказал и председатель Энергодарского городского суда Игорь Ткаченко. И дело вовсе не в том, что судьи заняли заведомо лояльную позицию к предполагаемым нарушениям. Уж больно много бессмыслицы в действиях сотрудников ГАИ выявляется в ходе судебного заседания. И хотя наш герой, чья история и послужила поводом для этой публикации, устав от безрезультатных хождений в исполнительную службу, заплатил таки штраф и не стал обращаться в суд, считает, что шанс доказать свою правоту у него был.
Как составить исковое заявление
Самая большая сложность – написание искового заявления. Хотя это новое для себя дело можно успешно освоить, было бы желание и нужные рекомендации для начинающих. С последними проблем сегодня нет. Готовые примеры можно найти в Интернете по адресу www.mylaw.com.ua. На этом ресурсе есть документы об обжаловании постановлений ГАИ о взыскании с водителей штрафов. В иске нужно указать свои доводы в пользу того, что инспекторами Госавтоинспекции был нарушен закон. После этого два экземпляра искового заявления и две ксерокопии постановления, которые пришли по почте к водителю, нужно отправить заказным письмом в суд по месту прописки. Если вы все же не уверены, что ваших скромных юридических познаний хватит, чтобы составить грамотное заявление, а жажда справедливости больше, чем нежелание расставаться с энной суммой денег, можно получить консультацию и у практикующих адвокатов.
|