Понятие авторской, коллекционной куклы для большинства из нас новое и несколько загадочное. Ведь изготовлением таких шедевров занимаются мастера высочайшего класса, создающие кукол в единственном экземпляре. Во всем мире таких художников насчитается около двух сотен. В Украине авторская кукла только начинает развиваться, и приятно, что в числе профессиональных кукольников, которых сегодня в нашей стране можно посчитать на пальцах, и энергодарская художница. Марина Зимина занимается куклами шесть лет, и за это время она достигла совершенства в искусстве их изготовления. Ее работы занимают призовые места на международных выставках. Сегодня Марина Зимина гость нашей редакции.
Впервые с куклами Марины Зиминой энергодарцы познакомились пять лет назад на фестивале «Добрый театр». И, несмотря на то, что на тот момент художница занималась этим менее двух лет, ее работы произвели неизгладимое впечатление на зрителей. Хорошо помню, как восторгались этими куклами московские театралы… Как удалось мастеру с помощью обычного пластика передать эмоции, настроение, характер, в точности повторить движение…
А ведь когда сама Марина впервые увидела кукол других авторов в галерее, подумала примерно так же: руками сделать такое невозможно. Но именно тогда художница поняла, что она тоже будет создавать куклы! Это было ее неожиданным открытием.
Впрочем, нужно сказать, что до этого судьбоносного момента наша героиня уже проявила себя как художник. В 2002 году она поехала в Москву, где прослушала много разных курсов – и стала пробовать себя в искусстве. Первый ее творческий опыт был связан с театральными костюмами. Идея, эскиз, ткани… Все делала сама, и у нее хорошо получалось. Дальше увлеклась более серьезным занятием – батиком. Технология росписи по ткани очень сложная, требующая и терпения, и времени. За несколько лет работы с тканью Марина стала профессионалом своего дела. Ее персональная выставка «Старая Москва» прошла в российской столице с большим успехом. Картины выставлялись и быстро продавались в Московском Доме художников. Прошло три персональных выставки. Параллельно Марина расписывала шали, которые тоже пользовались большим спросом. Кстати, кто помнит, на театральном фестивале в Энергодаре были представлены эти ее работы – и батик, и шали.
Но, несмотря на много положительных отзывов, по словам художницы, она всегда стремилась к чему-то большему. Она все еще находилась в творческом поиске… Да, тогда в московской галерее интуиция не подвела Марину. Сегодня она не сомневается, в правильности своего выбора. Однако начинать создавать кукол, даже в Москве, в то время было не так просто. Чтобы найти мастера и записаться на курсы, пришлось приложить усилия.
Стала учиться – и через несколько месяцев появилась первая кукла «Властелин бабочек». Для автора она казалась самой лучшей. Правда, когда увидела ее на выставке рядом с работами именитых мастеров, поняла, что нужно еще многому учиться. И продолжала это делать… Работала над собственным стилем, реализовывала самые смелые замыслы, участвовала в выставках, и скоро стала профессионалом, чьи работы были высоко оценены и в кукольном мире, и в среде ценителей этого искусства.
Первый успех пришел уже в 2003 году (куклами она занималась всего год!). На международной выставке Марина Зимина представила свою работу «Воробышек», посвященную любимой ею Эдит Пиаф. В номинации «Самая философская кукла» эта работа заняла первое место.
В руках мастера кукла оживает
На самом деле, сделать авторскую (или коллекционную) куклу, которая имела бы художественную ценность, очень сложно. В среднем на изготовление одной работы уходит месяц. Особенно тяжело вначале, когда художник пробует материалы, подбирает нужный инструмент, смешивает краски для росписи… К примеру, своих первых кукол Марина Зимина делала из полимера, который нужно было обжигать в печи. Сейчас она использует самосохнущий материал ладол (сделан на основе бумаги, можно сказать, усовершенствованное папье-маше). Именно с помощью этого материала, по словам автора, можно вылепить тончайшие детали, воплотить самые фантастические замыслы.
В искусстве изготовления кукол масса нюансов, которые требуют тщательной подготовки, времени, и, без преувеличения, ювелирной работы. Для того, чтобы вылепить фигурку куклы нужно знать строение тела человека, иметь чувство пропорции. Ведь кукла должна быть устойчивой, и в точности повторять ту или иную позу человека. Чтобы этому научиться Марина ходила на специальные курсы, штудировала учебники по анатомии. И все же слепленная фигурка сама по себе не несет никакой ценности, это просто белая, отшлифованная болванка. И только, когда мастер приступает к росписи, в его руках кукла оживает. Она начинает жить своей жизнью, и как говорит Марина, часто она сама не знает, какой будет кукла, потому что она сама диктует, какой она хочет быть. Здесь очень важно, подчеркивает мастер, суметь передать мимику и выражение лица создаваемого образа.
Вообще росписи лица художница уделяет большое внимание. Выражение лица и глаз для нее очень важно. Здесь у Марины свои секреты, и зачастую даже опытные кукольники не могут понять, как ей удается добиться такого эффекта – в глазах отражаются все чувства человека: радость, грусть, счастье, нежность, доброта… Это и есть высокое мастерство.
Отдельная тема – костюм. Представьте себе, как можно умудриться сшить крохотную туфельку в несколько сантиметров на шпильке, вышить ее бисером и кружевами… Все Марина делает сама. Шьет, вышивает, вяжет, мастерит зонтики, сундучки и даже музыкальные инструменты. Ищет нужные аксессуары в антикварных магазинах – и порой их надо обойти уйму, чтобы найти то, что нужно.
Темы работ самые разные. Есть сказочные персонажи из произведений Андерсена, есть библейские образы… Есть целые сюжетные композиции… Для художницы важно, чтобы созданная кукла, будь она веселой или грустной, несла мощный положительный заряд. Интересно, что каждой кукле она придумывает свою историю, как бы одушевляя ее. Впрочем, в кукольном мире считается, что кукла, сделанная мастером, действительно живет своей жизнью, ведь автор вложил в нее свою душу, наполнил своей энергией. И, если к кукле относиться как к личности, она ответит взаимностью, став символом домашнего очага, добрым талисманом.
Не секрет, что авторская кукла – дорогое удовольствие. Стоимость одной – от 1000 долларов, и в зависимости от имени автора, может достигать нескольких сотен тысяч. Коллекционных кукол сегодня можно приобрести как непосредственно у авторов, так и в специализированных галереях или на выставках. Кукол Марины Зиминой можно увидеть в галереях Москвы и Киева. К слову, киевская галерея «Парсуна» – единственная в Украине, где кукольники выставляют свои работы.
Сейчас Марина Зимина работает в Киеве. Учитывая, что в нашей стране кукольное искусство только начинает свое развитие, художница активно занялась проведением мастер-классов. Такие курсы уже прошли в Киеве, Днепропетровске, Запорожье. Тема обучающей программы – технология изготовления авторской куклы, начиная с каркаса, лепки, росписи, изготовления костюма, обуви, прически, аксессуаров до придуманного образа куклы. Программа построена таким образом, что человек без какой-либо подготовки сможет создать свою куклу, получив уникальные знания. Надеемся, что в Энергодаре тоже найдутся ценители этого искусства, и Марина Зимина проведет мастер-класс в нашем городе.
Так что, кто хочет присоединиться к удивительному миру кукол, звоните по телефону 8-095-149-12-46.
|