«Государство обеспечивает потребителям защиту их прав, предоставляет возможность свободного выбора продукции, получения знаний и квалификации, необходимых для принятия самостоятельных решений во время приобретения и использования продукции…» Раздел 2, ст. 5, п.1Закона Украины «О защите прав потребителей».
Многие граждане Украины слышали о таком законе, но мало кто его читал или видел своими глазами. Я не собираюсь углубленно разбирать все статьи этого документа, а попробую раскрыть другую сторону взаимоотношений между потребителем и производителем, предлагающим свои товары и услуги. Преследуя цель уберечь первого от опрометчивых шагов при выборе и покупке товаров и услуг, мы поговорим о том, что должен знать потенциальный потребитель о товарах, предлагаемых на нашем рынке, а также – о своих правах и обязанностях.
Рынок бытовой техники, как и рынок других товаров, напрямую зависит от экономической и политической ситуации в стране. Текущий кризис сильно ударил по карману многих граждан Украины и тем самым заставил их экономить свои заработанные деньги. Поэтому многие сегодня все чаще задумываются над такими вопросами: как выбрать нужный функциональный товар по приемлемой цене? как совместить понятия «цена» и «качество»?
Пользование современными товарами – это процедура, требующая от потребителя особых знаний и навыков. Кто может похвастаться тем, что он знает и использует все возможные функции (если он не профессионал, конечно!), например, стиральной машины или телевизора? Я таких не встречал, обычно используют один-два любимых режима.
Так как отечественный производитель крупной бытовой техники находится в начальной стадии развития, украинский рынок насыщен продукцией таких производителей как «SAMSUNG», «LG», «ARISTON», «INDESIT», «MITSUBISHI», «AEG», «GORENJE» и др. Все изделия этих фирм выполнены по определенным стандартам стран-изготовителей, а значит, требуют определенных условий эксплуатации – соответствующего напряжения в сети, воды необходимого давления и жесткости, определенной влажности и температуры окружающей среды и т.д. Любое несоблюдение условий и требований завода-изготовителя во время транспортировки, хранения и эксплуатации продукции приводит к нештатным ситуациям и поломке изделий, и как следствие – отказу производителя в гарантийном обслуживании.
Что же нужно знать потребителю?
Для начала стоит изучить свои права и обязанности в рамках Закона. Права, которые каждый может применить при покупке товаров и услуг. В первую очередь, это право на правдивую информацию, на качественный товар, на своевременный сервис.
Но при этом следует знать и свои обязанности, которые можно представить так. Вам следует:
1) четко представлять, что хотите приобрести;
2) понимать, в каких условиях будете пользоваться товаром;
3) знать, как эксплуатировать товар;
4) выбрать продавца или производителя
5) проверить соответствие товара документам;
6) принять товар (по акту, накладной);
7) изучить инструкции пользователя и гарантийные обязательства;
8) знать, где находятся ближайшие сервисные центры;
9) пользоваться услугами только лицензированных фирм-установщиков;
10)своевременно производить профилактику и обслуживание техники;
11)не доверять производить ремонт и обслуживание неуполномоченным лицам.
Давайте обсудим каждый пункт в отдельности:
Представляете ли вы, что хотите приобрести?
У вас появилась возможность и желание приобрести новую бытовую технику? Рынок предлагает огромный выбор. От дешевой «эконом» до дорогой «элит»-класса техники. Что входит в понятие «эконом-класс»? Это изделия, при изготовлении которых были затрачены небольшие материальные средства, использованы недорогие детали и узлы; они оснащены минимумом функциональных режимов работы; имеют относительно небольшой срок эксплуатации; устаревшие технологии и т.д. Эти изделия, как правило, доступны основной массе потенциальных покупателей.
Я не хочу сказать, что эта техника – плохая. Но надо помнить, что у этих изделий небольшой «моторесурс». Это значит, что тут как повезет: такая техника может проработать 2 – 3 года, а может и 8 – 12 лет, причем без особых поломок. Изготавливают такую технику не очень большими партиями. Производитель часто меняет названия на один и тот же товар, то есть название новое, а «внутренности» и суть – те же. Таким образом, создается впечатление новизны.
Это очень заметно на рынке климатического оборудования, например, бытовых кондиционеров. Каждый месяц появляется так много брендов, что нет возможности запомнить их названия, а уж разобраться и сравнить их технические характеристики – и подавно. Как правило, центральной сети авторизованных сервисных центров на такую технику для гарантийного ремонта не существует.
«Бизнес» и «элит» отличаются от «эконом»-класса, в первую очередь, качеством сборки и качеством деталей и узлов. Так же для техники этих классов характерно использование новых технологий и повышенное количество функций. Плюс уделяется большое внимание энергосбережению, увеличению срока эксплуатации и гарантийного обслуживания.
Такая техника меньше потребляет электроэнергии, воды и т. д. Предусматриваются дополнительные сопутствующие функции, например генератор кислорода в кондиционерах. Такую продукцию, как правило, производят крупные фирмы с известными, «раскрученными» брендами, например, «MITSUBISHI», «ARISTON», «LG», «SAMSUNG», «PANASONIC» и другие.
У этих производителей, кроме сборочных цехов, существует и научная база. Именно эти гиганты изобретают и вводят в производство новые технологии и научные понятия, постоянно отслеживают статистические данные по эксплуатации и ремонтам продукции с целью усовершенствования качества. Для этого были созданы централизованные сети авторизованных сервисов. Они выдают данные в сервисные службы производителей, а те, в свою очередь, вносят изменения в технологии производства. Поэтому такая техника не может стоить дешево и выражение «зачем платить дороже за название» здесь неуместно.
Итак, надеюсь, что из вышеперечисленного вы можете для себя определить какую технику, в принципе, будете приобретать.