В нашу редакцию с завидным постоянством поступают жалобы на частных предпринимателей, которые продают людям некачественный товар, а потом на отрез отказываются признавать этот факт, не выполняют гарантийных обязательств по обслуживанию и ремонту бытовой техники. И хотя мы не единожды обращали внимание энергодарцев на тонкости и правила потребительских взаимоотношений, в рейтинге конфликтных ситуаций в городе они своих позиций не сдают.
Хотя считается, что Закон «О защите прав потребителей» вполне объективен и отражает все возможные ситуации, как показывает практика, основные проблемы возникают с доказательной базой. К сожалению, нередко сами покупатели лишают себя возможности отстоять в дальнейшем свои права. Люди до сих пор не смотрят, правильно ли заполнен чек и гарантийный талон . Подобная ситуация произошла недавно и в Энергодаре.
Женщина купила кухонную мебель у одного из частных предпринимателей (фамилию которого мы пока не вправе назвать). Гарнитур, увиденный ею на витрине, совсем не соответствовал тому, что доставили в квартиру. Мало того, что отсутствовала нужная фурнитура (собственно, именно симпатичные витражи и привлекли внимание покупательницы), так еще и между стеклами зияли щели в несколько сантиметров с каждой стороны, столешница не фиксировалась как следует, и достаточно было дотронуться до нее пальцем, чтобы она начинала раскачиваться. Естественно, преисполненная негодования, покупательница бросилась в отдел мебели. После трудного разговора с частным предпринимателем ей все же произвели частичную замену каких-то деталей, но общего вида и качества кухни это не улучшило.
Покупательница сама позвонила на завод-производитель по поводу отсутствующей фурнитуры. Там сильно удивились: разве ж это проблема? Пусть магазин сделает заказ, и мы доставим все необходимое – сказали ей. Но на деле оказалось, что это проблема. Хозяин магазина наотрез отказался менять покупку или возмещать ее стоимость. Дескать, вы еще докажите, что купили кухонный гарнитур именно у меня (хотя чек при покупке ей выписали). У покупательницы закралось подозрение, что он изначально знал о том, что товар бракованный, но искал любой возможности его продать, чтобы не терять деньги.
Несолоно хлебавши, женщина отправилась в исполком к специалисту юридического отдела по защите прав потребителей. И вот тут-то выяснилось самое неприятное и интересное. На чеке, который женщина предъявила в качестве доказательства своей покупки, отсутствовало указание магазина и ЧП, в котором она приобретала мебель. Корешок (то ли нечаянно, то ли умышленно, что более вероятно) был оторван таким образом, что реквизиты на нем не остались. А это значит, что доказать факт покупки в этом магазине будет крайне сложно, а то и почти невозможно. На чеке стоит подпись, почему бы в таком случае не провести экспертизу почерка? – как заправский детектив, поинтересовалась я у Александра Величко. Выяснилось, что сделать это тоже нереально.
Я позвонила предпринимателю, у которого, по словам женщины, она купила злополучную мебель. Но мужчина сразу же категорично заявил: «Никакую кухню я не продавал, женщины с такой фамилией в глаза не видел». Вот и весь разговор. А ведь то, что предприниматель говорит неправду, еще надо доказать. Хотя понятно: кухня ведь где-то была куплена, не из воздуха же она материализовалась…
Покупательница ходила на прием к заместителю городского головы Владиславу Дьяченко. Но и здесь ей помочь ничем не смогли. Для женщины, которая живет скромно и ухаживает за парализованным отцом, эта покупка весьма дорогостоящая. Но еще больше ее ранит пренебрежительное отношение со стороны частного предпринимателя и невозможность что-либо доказать.
Гарантийный талон – не всегда гарантия спокойствия
Нередко проблемы с дорогостоящей покупкой (особенно это касается бытовой техники) возникают спустя время после ее приобретения. Завод-изготовитель гарантирует право замены или ремонта товара в пределах гарантийного срока. Это право подтверждается и магазином, где сделана покупка, ведь именно здесь выписывается талон. И вот здесь тоже нужно быть особенно внимательным, смотреть, соответствует ли гарантия тем обязательствам, которые берет на себя производитель.
К Александру Величко обратилась девушка, у которой поломался довольно дорогой кухонный комбайн. Она пожаловалась на то, что в магазине принимать товар упорно отказываются под разными предлогами, хотя согласно гарантийному талону, он еще больше месяца должен находиться на обслуживании. Специалист юридического отдела еще раз напомнил о правах покупателя. Магазин просто обязан принять товар и отправить его на ремонт. Более того, Постановление Кабмина гласит, что на время ремонта кухонных машин (к коим относится и комбайн) покупательнице, по ее требованию, обязаны выдать во временное пользование другой, приблизительно соответствующий по характеристикам.
Что касается срока самого ремонта или принятия решения о замене товара, то он должен длиться не более 14 дней. И даже если поломка произошла в последние дни гарантийного обслуживания, магазин должен принять товар.
Предприниматель же это делать отказывается и почему-то переводит стрелки на производителя, мол, звоните на завод сами. Что, по словам Александра Величко – самодеятельность и нарушение прав потребителя. Он помог составить девушке заявление определенной формы, которое в магазине обязаны зарегистрировать. Правда, оказалось, что гарантийный талон изначально заполнен неправильно. Завод дает гарантию на товар продолжительностью в три года, а в магазине решили проявить инициативу и «расщедрились» всего на год. Стоит ли говорить, что это тоже незаконно?
Специалист юридического отдела советует покупателям внимательно проверять чек и гарантийный талон. А если покупка дорогостоящая, лучше зайти накануне в юридическое управление исполкома и проконсультироваться, как избежать в дальнейшем неожиданных и неприятных сюрпризов.
|