К сожалению, многие из нас не понимают, что в отечественной сфере потребительских услуг по-прежнему стоит держать ухо востро
Все больше и больше жителей Энергодара и региона обращаются в местные органы самоуправления с жалобами на нечестную предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли и услуг. Дело в том, что нередко покупатели сталкиваются с недостоверной или неполной информацией о товарах, предоставляемой недостаточно компетентными специалистами. Случается и так, что людям, не ведая того, приходится иметь дело с откровенным мошенничеством. В результате они не только получают некачественный товар и отказ от его гарантийного обслуживания, но и изрядно портят себе нервы в попытках доказать свою правоту.
«РосТ» продолжает знакомить своих читателей с их правами и обязанностями в сфере потребительских услуг. Эта публикация подготовлена с помощью директора авторизованного сервисного центра «Термо-Лайн» Андрея Могильного, автора нескольких предыдущих публикаций на эту тему.
Кто виноват и кто платит?
Пожалуй, сегодня это основные вопросы, которые задают потребители, столкнувшиеся с недобросовестностью предпринимателей. Действительно, определить, на кого возлагаются расходы и убытки в том или ином случае, подчас бывает непросто. Тем не менее, сделать это вполне реально, если хоть немного интересоваться отечественным законодательством. Все юридические события регламентируются правилами и законами розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденными Минэкономики Украины, а также Законом Украины «О защите прав потребителей». Эти правила преследуют одну благую цель: защитить интересы потребителя. И в них нет подвоха для обычных потенциальных покупателей, убежден Николай Могильный. Проблемы начинаются только тогда, когда при совершении сделки или покупки по незнанию вы подписываете дополнительные соглашения не в свою пользу.
Гарантийный талон – залог спокойствия?
Например, завод-изготовитель определяет срок гарантии 3 года, а продавец дает полгода или год, тем самым ущемляя права потребителя. Важно знать, что гарантийный срок указывается в паспорте на продукцию или на этикетке, или в любом другом документе, прилагаемом к продукции. Продавец обязан давать гарантию не менее, чем дает завод-изготовитель. Причем на комплектующие ее срок такой же, как и на само изделие. Статья 7 п.2 Закона «О защите прав потребителей» недвусмысленно говорит о том, что продавец не имеет права (если нет дополнительного соглашения с производителем) единолично изменять условия гарантийного обслуживания, указанные производителем в документах или рекламе на товар.
Большинство нарушений как раз и касается отказа принимать у потребителя товар ненадлежащего качества для отправки на гарантийное обслуживание и обратно. Как правило, аргументируют отказ просто и незатейливо, мол, у нас так не принято, трактуя законы торговли весьма вольно. Вывод из всего вышесказанного напрашивается только один: прежде, чем приобрести товар, необходимо ознакомится с гарантийными условиями и поинтересоваться, в полном ли объеме, в случае необходимости, их выполняет продавец товара.
Учитесь, дамы и господа…
Еще одна распространенная проблема – низкая профессиональная подготовка персонала торгующих компаний. Иногда покупатель, приобретая дорогостоящий товар (например, компьютер или холодильник), не получает полной информации о его характеристиках, режиме и особенностях работы. И хотя подобные товары сопровождаются техпаспортом и инструкцией, все же случается, что изначально покупателю «всучивают» совсем не то, что ему необходимо. Известны факты и преднамеренного искажения или утаивания информации с целью реализации «проблемного» товара. А между тем ст. 15 п.1 гласит, что потребитель имеет право на получение доступной, необходимой, своевременной и достоверной информации о продукции, которая обеспечивает возможность ее сознательного и компетентного выбора. Информация должна быть предоставлена потребителю еще до приобретения им товара или заказа работы (услуги).
В случае если предоставление недоступной, недостоверной, неполной или несвоевременной информации о продукции и производителе (продавце, исполнителе) повлекло приобретение товара, который не имеет необходимых потребителю свойств, тот имеет право расторгнуть договор и требовать возмещения нанесенных ему убытков (ст. 15. п.7). Кроме того, убытки, нанесенные потребителю недобросовестной рекламой, подлежат возмещению виновным лицом в полном объеме. Из этого следует, что договор купли-продажи можно расторгнуть, если вас ввели в заблуждение и продали товар не с теми характеристиками, которые вам нужны.
Хочу то – не знаю чего...
Делая покупку, сообщите продавцу, какой именно товар вам нужен. Было бы неплохо назвать характеристики, устраивающие вас (например, цвет, габариты, потребляемую мощность, производительность и др.).
Продавец, в свою очередь, обязан в присутствии потребителя произвести проверку свойств товара, наличие эксплуатационных документов, в том числе гарантийного талона, комплектности и пр. Он также должен проинформировать покупателя о правилах пользования товаром, заполнить разделы гарантийных талонов, предоставить информацию о предприятиях, производящих гарантийный ремонт.
И последнее: потребители должны знать, что у них есть право обменять товар ненадлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня покупки. Обмен товара ненадлежащего качества возможен при условии, если сохранен его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также расчетный документ - попросту говоря, товарный чек.
|