Об этом газете сообщил директор КП «ПК «Тепло-Водоканал» Иван Сорока
Всем нам хочется жить в тепле и комфорте, пользоваться горячей водой, освещать дома – ровно настолько, насколько это необходимо и удобно. Собственно, люди давно привыкли к такому понятию, как цивилизация. Но за удовольствие, как известно, нужно платить. И коль уж людям приходится выкладывать свои кровные за возможность получать коммунальные блага, то они вправе ждать, что их уровень будет достаточно высок. Справедливо? Справедливо! Да только взгляд на одни и те же проблемы у поставщиков и потребителей услуг не всегда совпадает. Население болезненно реагирует на увеличение тарифов, а коммунальщики, в свою очередь, утверждают, что иначе просто нельзя. Мы предлагаем вашему вниманию беседу с директором КП «ПК «Тепловодоканал» Иваном Сорокой, который ответил на основные вопросы наших читателей и рассказал о том, чего стоит ждать в сфере тарифной политики.
– Сегодня население платит стопроцентный тариф за услуги «Тепло-Водоканала» или из местного бюджета предприятию все еще поступает компенсация?
– С третьего квартала нынешнего года вступил в силу стопроцентный тариф. Напомню, что до этого, в четвертом квартале 2008 года, действовала 30-процентная компенсация, в первом квартале 2009 года – 20-процентная и во втором квартале, соответственно – 10 -процентная. Сегодня действующие тарифы на водоснабжение, водоотведение и тепло считаются экономически необоснованными и должны быть другими.
– Другими – это значит выше? Вы уже выходили на исполком с предложением о новых тарифах?
– Да. И для этого есть причины. Согласно Постановлению НКРЭ в очередной раз и довольно значительно подорожала отпускная электроэнергия от НАЭК «Энергоатом» и ОАО «Днепроэнерго». Тарифы планируется пересмотреть в следующем месяце на заседании исполкома. В Постановлении НКРЭ отражены изменения в правилах формирования тарифов, в частности, в определении уровня рентабельности. У нас, как известно, существуют три категории: «население», «бюджетные учреждения» и «другие потребители», к которым относятся предприятия и предприниматели. Отныне для каждой из этих категорий Постановлением предусматривается свой уровень максимальной рентабельности. НКРЭ требует не только привести тарифы в соответствие, но и установить должную рентабельность. По большому счету, тарифы на водоснабжение необходимо было пересмотреть еще 1 июля этого года, и установить в размере 1,48 за 1 Гкал. За счет компенсации из местного бюджета люди недоплачивали определенный процент. На тот момент это устраивало и население, и предприятие, которое своевременно рассчитывалось за энергоносители, выплачивало зарплату в полном объеме.
– Давайте все же вернемся к новым тарифам. Они уже разработаны? Чего ждать энергодарцам?
– У нас есть заключение инспекции по ценам по тарифам на тепло, водоснабжение и водоотведение. Что касается увеличения тарифа на теплоснабжение, то основной причиной для этого является подорожание отпускной тепловой энергии, которое произошло еще зимой. Все это время, вплоть до сентября, мы не выходили с инициативой пересмотра тарифов, поскольку перекрывали недостающий 1 млн грн. за счет рентабельности. Но после того, как в июне вышло новое Постановление НКРЭ о существенном подорожании отпускной энергии от «Днепроэнерго», возникла острая необходимость в дополнительных ассигнованиях на закупку тепла. В противном случае мы просто не сможем пережить отопительный сезон и своевременно рассчитываться с поставщиками.
– Насколько увеличатся тарифы в процентном соотношении?
– Что касается теплоснабжения, то учитывая, что уровень рентабельности для категории «другие потребители» установлен 50 процентов, а для бюджетных организаций – 15, мы исходим из того, что максимальный процент рентабельности будет именно для предприятий, поскольку они смогут его потянуть. И уже, по остаточному принципу, для населения – самый низкий (приблизительно 6,8 процентов). Тем самым мы пытаемся сделать подорожание менее ощутимым для этой категории потребителей. Если в действующем тарифе 1 Гкал стоит для населения 114 грн. 41 коп., то в новом ее стоимость составит 146 грн. 26 коп. Таким образом разница в тарифе будет 31 грн. 93 коп. за 1 Гкал.
Главной причиной подорожания тарифов на водоснабжение и водоотведение является увеличение минимальной заработной платы. Кроме того, основная составляющая в этих тарифах – электроэнергия, которая за последнее время значительно подорожала. А ведь речь идет об энергоемком оборудовании, используемом в этой сфере. Остановимся на водоснабжении. Планируемый уровень рентабельности для предприятий составит – 38 процентов, для бюджетных организаций – 15, для населения – вообще нулевая. Таким образом, энергодарцы будут платить 1 грн. 70 коп. против действующих сегодня 1 грн. 42 коп. По воде на населении мы зарабатывать не будем вообще. А вот что касается водоотведения, то в этом тарифе удельный вес электроэнергии составляет 41 процент, отсюда несложно сделать выводы, что ее стоимость существенно влияет на формирование тарифа. Кроме того, необходимо покупать материалы, проводить реконструкции очистных сооружений, выполнять санацию канализационных коллекторов, бурение новых сква жин. Отсюда и получается, что тариф, который для населения был 1 грн. 96 коп., после утверждения составит 3 грн. 1 коп.
Сказать конкретно насколько в общем подорожают услуги «Тепло-Водоканала» (например, для 2-х или 3-комнатной квартиры) пока не могу, так как процедура утверждения тарифов еще не прошла. Об этом можно будет говорить после заседания исполкома, ориентировочно в октябре.
– У меня тут же напрашивается вопрос, который вам наверняка зададут и оппоненты: не слишком ли много всевозможных расходов заложено в наши тарифы? Может быть, есть смысл заложить в них только необходимый минимум, и тем самым удержать от подорожания?
– Важно понимать, что при формировании тарифов мы руководствуемся исключительно постановлением НКРЭ. И если в нем сказано, что административные отчисления должны быть не более 5 процентов, а у нас они 7,5, то инспекция по ценам дает добро только на 5 процентов. А как перекрывать остальные 2,5 – наши проблемы. Они не должны касаться ни инспекции по ценообразованию, ни населения, ни других категорий. Это относится и к минимальной заработной плате, и прочим расходам, которые заложены в тариф. Мы не вправе самостоятельно «впихивать» в него все, что нам хочется. Подчеркиваю: ничего лишнего в тариф заложить просто невозможно.
– Вы уже упомянули о том, что основная нагрузка ляжет на предприятия. В чем это будет выражаться?
– Для предприятий тариф стоил 191 грн. за 1 Гкал, а теперь составит 205 грн. Речь идет не о таком уж существенном подорожании. Удельный вес предприятий из общего объема продаж составляет всего лишь 10 процентов. Остальные 90 – это население и бюджетники. А потому не стоит думать, будто мы делаем ставку на предпринимателей и за их счет пытаемся спасти положение. Основные гранды у нас – «Днепроэнерго» и ОП ЗАЭС. Все остальные, ЧП и ООО, имеют приборы учета, которые мы в свое время обязали их установить, научились экономить и сегодня оплачивают услугу по факту потребления. Мы лишнего ни с кого не берем. И даже более того, в минувшем году для предприятий по водоснабжению и водоотведению тариф был снижен. Это произошло в связи с изменениями в Постановлении НКРЭ, согласно требованию, по которому мы несколько больше нагрузили население, но облегчили «тарифное бремя» для категории «другие потребители». Я убежден: несущественное подорожание не повлияет на уровень развития предприятий и не станет причиной финансовых трудностей.
– Наши читатели часто задают вопрос, почему такие высокие тарифы установлены для общежитий, условия проживания в которых далеки от совершенства. В частности, «Энергетик-3»…
– «Тепло-Водоканал» не имеет к общежитиям никакого отношения. Формирование стоимости проживания в них осуществляет балансодержатель (либо КП ПКС, либо ОП ЗАЭС). На входе в общежитие стоят приборы учета. И мы выставляем счет юридическому лицу – собственнику по факту потребления услуги. После того, как мы выставили реальную стоимость тарифа, балансодержатель формирует стоимость проживания в общежитии. Сегодня в общежитиях существует большая проблема: перерасход воды. Это связано с тем, что текут краны и бачки, которые требуют ремонта. Необходимо научится экономить воду и энергоносители. Поверьте, это скажется и на стоимости проживания в общежитиях.
– Раз уж мы говорим о тарифах, то не могу не задать вопрос о перспективах реализации проекта «закольцевания»….
– На сегодняшний день работы над ним начаты собственными силами предприятия. Мы изучали возможность разных источников финансирования (кредитование, государственный и местный бюджеты). Что касается местного бюджета, то все помнят, когда именно он был принят и как долго блокировался. Строительство объекта занимает 11 месяцев. Если бюджет не был принят в начале года, то, соответственно, в нем невозможно было запланировать средства на реализацию проекта. Разговоров об этом было много, да толку мало. Мы так и не получили возможности вовремя начать работы. Сегодня мы продолжаем поиски источников финансирования. Основная ставка, как известно, делается на Европейский банк развития и реконструкции. И мы нашли поддержку от банка. Но этот вопрос часть депутатского корпуса тоже блокирует. Возникает вопрос: за что строиться? В бюджете денег нет, у предприятия собственных средств тоже не хватает, ему нужно готовится к зиме и восстанавливать фонды. В условиях нынешней экономики рассчитывать на государственный бюджет вообще не приходится. Остается только кредитование или местный бюджет. Впереди – корректировка бюджета по итогам 9 месяцев. Я намерен выйти с предложением о выделении средств на продолжение работ над проектом «закольцевания». Тем более, первый этап уже завершен. Теперь необходимо двигаться дальше и довести дело до конца.
– Что касается кредита ЕБРР, то многие энергодарцы опасаются, что эти миллионы лягут на город непомерным бременем, и тарифы, напротив, многократно увеличатся…
– Это кардинально ошибочное мнение! Покупная энергия от ОП ЗАЭС и от «Днепроэнерго» значительно отличается по стоимости (в пять раз!). Если мы перейдем на теплоноситель от ОП ЗАЭС, то «Тепло-Водоканал» получит экономию средств от 8 до 10 млн. гривен. Отдача кредита и будет происходить за счет этой экономии. Чтобы закончить второй этап проекта, нам требуется порядка 13 млн. А экономия только за первый год составит порядка 10 млн. Покажите мне хоть один бизнес-проект, который давал бы такую высокую степень отдачи. За два года мы сможем рассчитаться за кредит, не меняя составляющие тарифа. Более того, тариф за теплоснабжение существенно снизится. Пожалуй, это будет едва ли не единственный прецедент в Украине, ведь по всей стране стоимость коммунальных услуг год за годом только растет.
– И последний вопрос, который неоднократно задавали наши читатели, касается поверки счетчиков и оплаты стоимости этой услуги. Многие считают, что КП должно предоставлять ее бесплатно.
– Мы могли бы производить работы по установке, демонтажу, госповерке счетчиков только в том случае, если бы эти расходы были бы заложены в тариф. Но прежде «Тепло-Водоканалу» необходимо построить лабораторию, на что потребуется 800 тыс. грн, создать новые рабочие места. Все это сверстать и вложить в составляющие тарифа. Но в нем нет даже такой расходной части. Эту услугу не оплачивает ни местный, ни государственный бюджеты. Министерство ЖКХ, кстати, утверждает, что эти работы находятся вне компетенции «Тепло-Водоканала». Внутренние сети домов не входят в наш тариф. Наша балансовая принадлежность – стена дома. И сегодня мы устанавливаем свои внутридомовые приборы учета, согласно которым и будет фиксироваться уровень потребления услуги. Из 270 домов 26 уже оборудованы приборами учета. Я думаю, к весне мы перейдем на фактический учет потребленных услуг. Это исключит все возможные споры или кривотолки о том, много мы платим или мало. Население будет платить ровно столько, сколько положено. Возможно, это изменит отношение людей не только к частной, но и к коллективной собственности, и мы научимся экономить.
|