Ответить на этот вопрос сегодня не может никто
То, что сейчас происходит с выплатами в банке «БИГ Энергия» не выдерживает никакой критики. Уже более трех месяцев пенсионеры не могут получить свои пенсии, которые для многих из них – единственный источник дохода. Хотя в списке пострадавших не только пенсионеры. Это и мамы, получающие через этот банк помощь на детей, и работники ЗАЭС, которые не могут получить свои зарплаты, и люди, доверившие банку свои депозиты, и предприниматели, чьими деньгами пользуется банк, месяцами не проводя платежи. При этом никто не может сказать, когда же люди смогут получить свои деньги. Ситуация с каждым днем становится все острее. И если сейчас городская власть еще как-то сдерживает социальный взрыв, то о том, что будет завтра, сказать сложно. Пример того, что пенсионеры уже доведены до крайней точки, есть.
В прошлом номере нашей газеты была заметка о том, что пенсионеры сообщили местным властям о готовности проведения акции протеста. Это должно было произойти 20 января – с 14.00 до 16.00 планировалось перекрыть движение живой цепью по улице Курчатова. Но тогда людей убедили, что подобными методами проблему все равно не решить, а куда вернее будет отправить делегацию в Запорожье. Пенсионеры согласились, полагая, что после их решительных действий банк начнет выдавать деньги, как они просили: не только за текущий месяц, но и ту, что зависла в банке с декабря и ноября – в порядке очереди, всем нуждающимся. Однако, когда на следующий после переговоров день, 19 января, пенсионеры собрались возле отделения банка на Энергетиков, этого не произошло. Тогда терпение возмущенных пенсионеров лопнуло – и они устроили настоящий бунт.
Конечно же, этих людей можно понять. Если помните, 19 января, на Крещение, был неслабый мороз. А пожилые люди занимали очередь в банк с 4 утра! Собралось больше 160 человек. Простояв несколько часов на холоде, люди дождались наконец-то 9.00, но, вопреки ожиданиям, двери банка в это время почему-то не открывались. Люди начали стучать, вышел охранник и объявил: «Начнем в десять». Собравшие терпеливо прождали на морозе еще час. Время истекло – дверь по-прежнему была закрыта. Люди снова начали стучать. За дверью ответили: «Ждите, мы включаем компьютеры». Когда же, наконец, банк открылся, оказалось, что деньги будут давать только за январь.
Можно представить состояние пожилых, уже не здоровых людей, которые шесть часов мерзли, стоя под дверью банка, и вдруг узнают, что эти их мучения снова были напрасными. Тут-то и началось. Люди стали кричать, требовать денег, кто-то даже затеял драку. При этом охрана банка не предпринимала никаких мер. Между тем, некоторыми пенсионерами были предприняты даже неадекватные меры – они заблокировали кассы. Хотя работникам банка, похоже, это было на руку – они закрыли кассы и удалились. В результате, даже январскую пенсию смогли получить лишь немногие. Когда все-таки кассы открылись, пропускали только тех пенсионеров, которые имели на руках справки, что они, к примеру, лежат в больнице. Другие пенсионеры так и не ушли, ждали до последнего, до семи вечера, но бесполезно.
Участники этих событий пришли к нам в редакцию на следующий день, чтобы рассказать о случившемся в отделении на Энергетиков и возле него. Говорят, что акция протеста все-таки состоялась, но произошло это стихийно, неорганизованно. Пенсионеры разделились на три лагеря, каждый выдвигал свои требования. Был составлен протокол на имя городского головы, собраны подписи, но, как понимаете, официальной считаться эта акция не может.
Кроме этого конкретного случая пенсионеры рассказывали и о других своих мытарствах, которые в наше время кажутся просто дикими. Уже не один месяц, как в очередях под дверями банка ведутся списки, причем отмечаться по ним следует каждый день, того, кто не пришел – вычеркивают. А многим ходить каждый день здоровье не позволяет.
За это время под дверью банка у стоявших в очереди случилось два инфаркта, одна женщина сломала ногу, еще одна – попала в больницу с обморожением ног. Это только то, что стало известно. Можно предположить, что на самом деле серьезно пострадавших людей еще больше.
В такой ситуации не может не удивлять, что за все это время, как, к слову, с горечью констатируют пенсионеры, руководство банка не посчитало нужным выйти к ним, как-то их успокоить объяснить ситуацию. В основном, говорят люди, приходится общаться с охраной. Что же, видно, сегодня банку не до заботы о клиентах. Хотя, может, и не совсем так. На листе бумаги, вывешенном в помещении, начертан призыв быть взаимовежливыми (дескать, поймите, в стране кризис!), правда, при таком отношении к людям эти слова воспринимаются, простите, как издевательство.
Городская власть пытается помочь
Конечно, было бы несправедливо не сказать и о том, какие же действия предпринимаются со стороны городских властей относительно создавшейся ситуации. В исполнительном комитете Энергодарского городского совета с проблемой невыплат в банке «БИГ Энергия» хорошо знакомы. Этот вопрос, как мы уже писали, поднимали и на сессии.
Пенсионеры постоянно приходят с жалобами на прием и к городскому голове, и к его заместителям. А в тот день, когда от имени пенсионеров Дмитрий Василенко принес заявление о проведении акции протеста, прошло внеочередное заседание исполкома. На него была приглашена и управляющая Энергодарского филиала ОАО Банка «БИГ Энергия» Наталья Сухочева, которая пояснила причину происходящего: нехватка наличных денежных средств, проблема ликвидности в банке и кризис в стране. Этот ответ по понятным причинам не удовлетворил городскую власть.
Стало ясно, что нужно искать выход. К слову, до этого, опять же после обращения пенсионеров, были направлены письма Премьер-министру Украины и главе правления ОАО Банка «БИГ Энергия». Письма датированы 16 декабря 2008 года – ответа до сих пор нет и, похоже, уже не будет.
Следующее письменное обращение было решено сопроводить, чтобы убедиться в том, что письма из Энергодара находят своего адресата. 24 января делегация в составе заместителя городского головы Игоря Наумичева и представителей от пенсионеров и банка отправились в Запорожье к начальнику управления Национального банка Украины в Запорожской области.
Игорь Наумичев рассказал нам о результатах этой встречи. По его словам, разговор был долгим. Как оказалось, в региональном представительстве Национального банка о ситуации в Энергодаре знали, но – в общих чертах. О том, что она настолько острая, не догадывались. Поэтому пообещали с вопросом предоставления помощи в получении финансовых средств выйти на Нацбанк. Также обращение направлено губернатору Запорожской области. Срок, в течение которого должны последовать не просто отписки, а действия, определен в 10 дней. Если же до 30 января проблема не сдвинется с мертвой точки, городская власть намерена отправить делегацию в Киев в головное управление ОАО Банка «БИГ Энергии». Как говорит Игорь Наумичев, другого выхода нет. И, к сожалению, иных рычагов влияния на банк у местной власти тоже нет. Кроме того, сегодня в Энергодаре будет проводить прием заместитель главы облгосадминистрации Александр Син. Для него также подготовлено соответствующее письмо.
Есть заявления пенсионеров и в прокуратуре, со стороны которой тоже направлено обращение в региональное управление Национального банка Украины. Обеспокоены проблемой невыплат и на Запорожской АЭС – как уже было отмечено, многие работники этого и других предприятий до сих пор не получили свои зарплаты за ноябрь, декабрь, как и не могут воспользоваться средствами, хранящимися на карточных счетах. Предприятие тоже направило свои обращения и в Запорожье, и в Киев.
А на сегодня ситуация, кажется, еще больше усугубилась. Если до этого выдавали хоть какие-то деньги, то в последние дни наличных в банке нет вообще – выдано ноль копеек. То, что банк потеряет всех своих клиентов, понятно, и многие пенсионеры уже перевелись в другие финучреждения: из 2400 осталось 200. Но сколько людей еще не получили свои деньги… Между тем, возникает вопрос, почему так, ведь Пенсионный фонд вовремя перечисляет деньги банку. Об этом читайте в материале Ксении Соловьевой «Пенсионный фонд не вправе обязать банк «БИГ Энергия» погасить все долги».
Пенсионный фонд не вправе обязать банк «БИГ Энергия» погасить все долги
Многие пенсионеры, напуганные и обескураженные сложившейся с банком «БИГ Энергия» ситуацией, обращаются в том числе и в Пенсионный фонд за помощью и защитой. И хотя ПФ осуществляет контроль над своевременностью перечислений пенсий и не остается безучастным к этой самой острой сегодня в городе проблеме, его полномочия все же ограничены определенными рамками.
Начальник Пенсионного фонда Украины в Энергодаре Людмила Гостева напомнила, что пенсионеры получают свои пенсии как в почтовых отделениях так и в банках, оформив соответствующие договора. Право выбора банковского учреждения – прерогатива каждого пенсионера. Выбирать, как известно, есть из чего. С каждым из работающих в Энергодаре банков Пенсионный фонд заключил договора на обслуживание пенсионеров. Причем делается это не на местном уровне, а на уровне руководства ПФ и банка в Киеве. С банком «БИГ Энергия» Пенсионный фонд сотрудничает со дня его открытия.
Людмила Ивановна подчеркнула: для того, чтобы открыть в банке счет и получать пенсию, необходимо заключить свой договор с выбранным учреждением. Возможности контроля Пенсионным фондом заканчиваются тогда, когда деньги зачислены на текущий счет пенсионера. То есть, если срок выплаты – 25го числа каждого месяца, то ПФ финансирует 24го. Согласно договору, пенсия или социальные выплаты должны быть зачислены на личный счет не позднее следующего дня. После этого они уже не являются деньгами Пенсионного фонда, и в силу вступает договор между банком и клиентом.
На сегодняшний день в банке «БИГ Энергия» осталось около 200 получателейпенсионеров. Остальные заключили договора с другими банками. В январе, например, таких было почти 500 человек. Но для этого, подчеркивает Людмила Гостева, необходимо заявление самого пенсионера. К сожалению, решить проблему банка «БИГ Энергия» одним движением руки или росчерком пера Пенсионный фонд не в силах, как и не имеет права изъять перечисленные ранее деньги обратно.
Ситуация усложняется еще и тем, что, как ни странно, некоторые люди не желают уходить из этого банка. Сотрудники ПФ обзвонили почти 200 оставшихся получателей, чтобы проинформировать их о ситуации и порекомендовать перейти в другое финучреждение. Оказалось, некоторые из них даже не знают о том, что у банка проблемы, а комуто просто лень кудато идти и чтото оформлять. Хотя во время личного приема люди буквально требовали: «Заставьте их выплатить наши деньги». Заставить, как вы уже поняли, невозможно. Пенсионный фонд только отслеживает получение наличных денег, подлежащих выплате.
Кстати, в части своевременного зачисления средств на счета пенсионеров «БИГ Энергия» свои обязательства выполняет (в январе была проведена проверка). Другой вопрос, отсутствие наличности… Но тут банк отвечает уже не перед Пенсионным фондом, а перед своими клиентами. Мы также поинтересовались, не намерен ли ПФ расторгнуть договор с банком «БИГ Энергия». Людмила Гостева пояснила: на местном уровне это сделать невозможно, а головное управление свою позицию именно по этому вопросу не высказывало. Большинство пенсионеров перешли в другие финучреждения самостоятельно. Раньше, еще до возникновения проблемы, в банке «БИГ Энергии» обслуживалась пятая часть всех пенсионеров Энергодара.
В сложившейся ситуации Людмила Гостева советует пенсионерам как можно скорее заключать договора с другими банками.
Ксения СОЛОВЬЕВА
|